museum.evgq.ru

Педучилище в военные и послевоенные годы

Экскурсия посвящена преподавателям педагогического училища в военные и послевоенные годы.Вы можете увидеть их фотографии и узнать краткую информацию о них.Экскурсию проводит Никифорова Саша,5 класс.

Малышев Николай Дмитриевич.

Был завучем, преподавателем Боровичского педучилища. Переподавал  педагогику, психологию ,школьную гигиену с 1940 г. по 1947 год. Скончался в 1947 г в возрасте 40 лет. До педучилища после окончания института имени А.И.Герцена работал   Сыктывкаре. В  г. Боровичи  приехал по направлению .

В пединституте закончил два факультета. Мы, выпускники 1945 г., знали его как очень строгого, требовательного педагога.

Его студенты имели хорошие знания. В тяжёлые военные годы он взял на воспитание племянницу. Она закончила педучилище, потом институт имени Герцена и свыше 40 лет работала в школах Ленинграда.

Малышева

Волков Александр Михайлович.

После окончания педучилища направлен в Бурегскую начальную школу Опеченского района. К началу Великой Отечественной войны ему было около 18 лет, призыву в армию не подлежал. Обратился в РКВЛСМ и через военкомат был направлнен в партизанский отряд, затем фронт, ранение и вернулся в Опеченский район.

Здесь после окончания Пединститута им. А.М. Герцена работает учителем литературы.З атем  директором Великопорожской средней школы, заведующим Опеченским Районо.

Когда объединились Опеченский и Боровичский районы, его назначают директором школы-интерната. В этот период директором Боровичского педучилища был Терешко Вячеслав Иванович. По его предложению Волков А.М. назначается преподавателем литературы и заведующим заочным отделением педучилища.

Александр Михайловичем имеет много боевых наград. Он Отличник народного просвещения, награждён многочисленными грамотами облоно, обкома КПСС, министерств просвещения РСФСР и СССР. —

Он пользовался заслуженным авторитетом среди коллег и студентов.

Волков Александр Михайлович.

Кабанов Владимир Николаевич.

Даже в военные, кризисные годы 1942-1945 г. в обучении и воспитании будущего учителя большое внимание уделялось эстетическому воспитанию, в том числе музыкальному. Примером самопопожертвования и преданности являлся Кабанов В. Н. Совершенно слепой, полуголодный, в сопровождении жены проводил он уроки музыки в педучилище. Восхищало знание музыкальной культуры вообще, русской в особенности. Кабанов  В.Н. много способствовал воспитанию у будущих учителей советского патриотизма. Его трудоспособность, собранность удивительны. Его уроки по сольфеджио (музыкальному строю) были практичными. Даже в 1942 году, мы, ученики с музыкальными способностями ,за государственную плату получали уроки на дому у специалистов (например: обучение у жены врача Кирсанова). В городском Доме культуры Кабанов В. Н. организовал городской хор интеллигенции (особенно учителей города). Хор выступал среди  коллективов в Москве, где был отмечен, как лучший. Поражала внутренняя культура Владимира Николаевича, ориентация в пространстве и исключительная память. В 1944 году ему помогали

супруги Генебар. Его беседы о композиторах России, их вкладе в

музыкальную культуру в нашей памяти и по сей день. Такую же

роль в нашем воспитании в живописи играл Крутецкий

Александр Александрович.

Никифоров Н.Я, выпускник 1945 года, вспоминает: «Я занимался во внеурочное время игре на пианино у жены врача Кирсанова, Евгении, вместе занималась и их дочь, не знаю, как сложилась её судьба в дальнейшем.»

Выпускник 1945 года Никифоров Н. Я. Апрель 2003 г.

Кабанов Владимир Николаевич.

Илларионов Пётр Иванович.

До 1942 года работал в школах города, в Боровичском горно- керамическом техникуме, в училище приглашён Шаттенштейном Р. Д. Мы, его ученики, поражались его обширным и глубоким знанием литературы русской и советской, народов СССР и зарубежной. Он мог читать наизусть любую главу «Евгения Онегина», стихи любого автора из программных произведений, в прозе жёстко требовал знание отрывков, которые он отбирал сам. Не допускал ошибок в современном русском языке. Мы, затаив дыхание, слушали его лекции о истории русской литературы — о Владимире Мономахе, «Слове о  полку Игореве», Державине, Грибоедове, Тургеневе, Пушкине и о многих других классиках. Всё новое в литературе мы узнавали от Петра Ивановича. Проводились дискуссии по произведениям М.Джалиля, Стальского, по только что опубликованным в то время произведениям Корнейчука, Б.Полевого, Симонова, которые необходимо было выучить наизусть. Однажды я, не любившийучить наизусть, попался на этом. Гнев Петра Ивановича был страшный! «Шаромыжник!!! Вон из класса!» Потом вернул меня и сказал: «К следующему после выходного дня уроку выучить и ответить!» Этот урок я запомнил навсегда! В то же время он был очень душевный человек. По его предложению за успехи в литературе многие студенты приказом директора награждались грамотами и ценными подарками, чаще всего книгами. Он вместе со студентами выезжал на работы в колхозы. Об этом и многом другом можно только вспоминать. 

Крутецкий Александр Александрович.

Преподавал рисование, черчение, методику рисования, а во внеурочное время — живопись. До революции Александр Александрович преподавал в Кадетском корпусе, его учеником был будущий директор педучилища Шаттенштейн Р. Д. Он то и пригласил работать Крутецкого А. А. в училище.

Во время Великой Отечественной войны финансовое положение страны было очень тяжелое.

Промышленность и сельское хозяйство сильно разрушено,

полностью фашисты разрушили 1710 городов, десятки тысяч сел,

крупнейшие электростанции. Заводы, фабрики сметены с лица земли. И, несмотря на это, в конце войны на уроках появились наглядные пособия, в т.ч. и по рисованию : репродукции русских и зарубежных художников. На уроках рисования мы узнали о перспективе, о тенях и полутенях. Каждому студенту Крутецкий показывал как отдельным штрихом сделать рисунок красивым.На уроках А. А. Крутецкого  мы  услышали и увидели репродукции таких картин, как «Явление Христа народу» Иванова, «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Неравный брак», «Свежый кавалер», «Сватовство майора» Федотова, «Десятый вал» — Айвазовского, «Утро в сосновом бору» Шишкина и многие других. Прошло с тех пор почти 60 лет, а картины до сих пор стоят перед глазами. Уже много позднее мы поняли, какое значение имеет выражение : рисунок «заговорил». Из его бесед мы много узнали о художниках: Репине, Серове, Шишкине и других

Государственное значение придавала советская власть подготовке учителей начальных классов! Я встречался с выпускниками педучилища тех лет. И у всех такое же мнение.

Крутецкий Александр Александрович.

Ольга Павловна Альвианская.

В 1994 году Педучилищу вернули здание на Пушкинской 14, до этого там был военный госпиталь.

О.П. Альвианская после окончания Боровичской учительской семинарии много лет работала учителем начальных классов в городе. И когда на 3 этаже училища открылась базовая начальная школа, Ольгу Павловну назначили завучем.

Она организовывала работу с учителями и методистами базовой школы и оказывала методическую помощь студентам при подготовке их к разовым урокам и во время непрерывной практики в школах города.

Она оказывала квалифицированную помощь студентам и учителям практически по всем предметам: русскому языку, арифметике, истории, географии, природоведению и даже рисованию. «Помню, как долго на листе ватмана рисовал я монаха, пришедшего на край земли, чтобы посмотреть, а что там, за пределами прозрачной сферы. Этот рисунок был изображен в какой-то старинной книге. Я до сих пор помню, как это делал по клеткам»-вспоминает А. А. Федоров, в то время студент училища.

Не случайно, после окончания училища, многие выпускники, ставшие  учителями  различных специальностей, знали  методику преподавания рисования.И основа в этом заложена в училище, в том числе и О.П. Альвианской.

Ольга Павловна Альвианская.

Голицина Варвара Ивановна.

Преподавала естествознание и методику преподавания

естествознания в начальной школе. Только два примера из работы Варвары Ивановны: -Студент Никифоров Н.Я: «Вспоминаю мой трудный урок в базовой школе. На уроке рассказывалось о размножении лягушки. Мне многое было неизвестно. Варвара Ивановна спрашивает меня: «Куда девается хвост у головастика?» Отвечаю: « Отпадает».

Варвара Ивановна: «А где ты видел эти отвалившиеся части?»

Так она добивалась глубоких знаний у своих студентов.

Когда теперь идёт спор о внедрении фермерства в сельском хозяйстве, мы вспоминаем, что Варвара Ивановна и по этому вопросу имела своё мнение и приводила студентам его.

В газете «Беднота» от 13 апреля 1924 года крестьянин Смердов из Вятской губернии писал, что слово «буржуй» относится и к кулаку и к трудолюбивому крестьянину: «Я верю в светлое будущее крестьян. Когда у них будет введено многополье, улучшится и умножится скот, будут применяться сельхозмашины, то в корне изменится и жизнь крестьян.» Многому мы, студенты, научились у Варвары Ивановны. Научились рассуждать и думать. И хотя мы использовали некоторые её слабости, её увлечённость,и иногда «заговаривали» её, но глубоко её уважали. Галицина В.И. дольше всех проработала в педучилище.

За многолетний и плодотворный труд Галицина В. И. награждена орденом Ленина.

Голицина Варвара Ивановна.

Богданова Зоя Игнатьевна.

Когда мы, выпускники 1945 г., поступили в училище в 1942 г., Зоя Игнатьевна уже там работала.

Помним, что с первых дней занятий за полчаса до начала уроков проводилась утренняя зарядка на улице. Это делалось ежедневно все годы обучения под руководством Богдановой З. И. Она сама давала показательные уроки в начальных классах и проводила уроки со студентами.

Когда подошло время проводить уроки в младших классах нам, она каждому помогала в составлении подробного поэтапного плана. Планировались поминутно: разминка, основная часть урока и заключение ( успокоительная часть). Проведение урока разбиралось сначала студентами, а выводы делала сама Зоя Игнатьевна.

После такой тщательной подготовки в течение всех лет обучения и сдачи экзаменов студент получал и права учителя физкультуры начальной и семилетней школы.

Физкультурного отделения в те годы в педучилище не было. Богданова З. И. проводила большую внеклассную работу: пешие и лыжные походы, физкультурные праздники и несложные пирамиды. Всё это нам очень пригодилось в дальнейшей работе. В Перелучах я, например, с первого дня назначения учителем физкультуры ввёл обязательную ежедневную зарядку на свежем воздухе, организовал строительство силами учеников стадиона. Землю перемещали лопатами и на носилках. Своё директорство в Перёдской средней школе начал со строительства спортзала Для этого организовали родителей, учителей и учащихся, шефов колхоза «Россия».

Всё это и многое другое результат работы наших первых учителей, таких как великий труженик и увлеченный человек — Богданова Зоя Игнатьевна.

Богданова Зоя Игнатьевна.

Михеев Карп Михеевич.

Преподаватель русского языка, имел большой опыт работы в школах города. Вспоминается, как в первый день занятий на І курсе провёл диктант из предложений, не связанных между собой, но в каждом содержались орфограммы и стилистические обороты. Например: «Я тебе в этом деле сочувствую, но участвовать в нем не могу». Результаты диктанта были удручающие, хотя поступали хорошие ученики, многие были отличниками. А он сказал: «В школу должен прийти грамотный учитель!» И началась кропотливая повседневная работа.

Изучалась история языка, по сути вёлся курс языкознания.

Карп Михеевич особое внимание уделял увеличению, умножению словарного запаса. Много работал над сознательным усвоением грамматических стилистических правил, приучал работать со словарями. Сам никогда не исправлял ошибки, только ставил красным карандашом пометки. Делал это в начале каждого урока, проверяя домашнее задание. Студенты к следующему уроку должны были найти и исправить ошибки, написать свои примеры с такими орфограммами, ответить ему правило. У него был набор своих диктантов на все темы. Вот бы его подборки в методкабинет школ, даже в музей!

Часто мы, студенты, проверяли работы с пометками (или без них) друг у друга. У него было множество приёмов по развитию речи, наборов предложений и оборотов из сочинений бывших студентов с речевыми и стилистическими ошибками типа «нету жестов, незнаешь падежов».

Для запоминания падежей существительных, я до сих пор (почти 60 лет спустя !) помню фразу «Имя родители дали, винить творца предложили « В результате кропотливой работы Карпа Михеевича из педучилища выпускались (не побоюсь этого сказать!) очень грамотные учителя.

Михеев Карп Михеевич заслуженный учитель школы РСФСР.

Михеев Карп Михеевич.

Жигарев Николай Васильевич.

Николай Васильевич, военрук педучилища, приступил к работе осенью 1943 года после демобилизации из рядов действующей армии в связи с ранением. На фронте был лётчиком. В это время в училище учились ребята 1925, 1926,1927 годов рождения. Летом 1943 года были организованы месячные сборы под посёлком Любытино. Занятия проводились в соответствии с Уставом военной службы.

Одним из организаторов сборов был и Н.В. Жигарев. И в педучилище он проводил на уроках и во внеурочное время изучение оружия, строевую и тактическую подготовку будущих солдат. И уже на фронт юноши, студенты 1925, 1926 годов ,шли подготовленными. И все же уже в конце войны погибли наши товарищи Миша Митрофанов, Саша Марков ( брат Н. В. Маркова, в дальнейшем председатель Боровичского Горисполкома).

В послевоенные годы Н. В. Жигарев был директором ГПТУ-8, построил там спортзал, надстроив верхний этаж. Он до конца своей жизни особое внимание уделял военно- спортивной подготовке юношей. Погиб он в молодом возрасте.

Жигарев Николай Васильевич.

Шаттенштейн Ричард Давидович.

Был директором педучилища в 40-ые годы. В период войны в 1943 году был призван в армию. В 1944 году после демобилизации вновь принял педучилище, а некоторое время исполнял обязанности заведующего Боровичским гороно.

Прекрасный организатор педагогического процесса, поддерживал строгую дисциплину, порядок, был хорошим хозяйственником, знал три языка. Занятия проходили во вторую смену в педучилище, в разных школах города.

Крупные здания были заняты госпиталями, в том числе педучилище, средняя школа №1. В 1944 году здания на Пушкинской, вернули училищу. За короткий срок был произведён посильный ремонт, на третьем этаже стала работать базовая начальная школа.

На  ул.Коммунарной отремонтировали дома. В них проживали студенты и преподаватели. До этого почти все иногородние студенты жили в частных домах за свой счет. Трудно даже представить, как это делал Ричард Давидович. Ведь это было в период войны и первые годы после войны. В 1944 году педучилище получило несколько гектаров земли за рекой Вельгия. Уже осенью собрали урожай картофеля, овощей, овса. Работали студенты вместе с преподавателями .Кроме того, помогли в сельхозработах совхозам и колхозам. Всё это дало возможность несколько улучшить питание студентов и преподавателей. Стала работать столовая в подвальном помещении, отремонтированная своими силами. Добывали торф для отопления в пос. Тухун , погружали его в «Кукушку», в Боровичах разгружали и на санках со станции подвозили на ул.Пушкинскую. И дежурили в котельной студенты-юноши. Там было «уютно», тепло.

И организатором всех этих дел был Шаттенштейн Р.Д.

Шаттенштейн-Ричард-Давидович-150x150

Галерея